Роль питания в эволюции человека

Яков Иммануэлевич Маршак (Гуру Дживан Сингх Кхал-са), врач-йоготерапевт, специалист в области нутрицевтики. Занимается вопросами геронтологии и гериатрии, ведет научную и просветительскую деятельность: проводит семинары и мастер-классы, на которых рассказывает о природе пристрастий, методах освобождения от вредных пристрастий, о способах поддержания здоровья и долголетия.

Яков Иммануэлевич Маршак - интервью для Kundalini Journal

Яков Маршак


Яков Иммануэлевич Маршак, человек удивительного внутреннего спокойствия и гармонии, совершенно потрясающим образом соединяющий в себе глубину, профессионализм, внутреннюю врожденную интеллигентность и теплоту, поделился с Kundalini Journal своим взглядом на то, как питание меняет характер человека и влияет на исторические процессы в мировом масштабе.

Kundalini Journal: Яков Иммануэлевич, большое спасибо, что Вы согласились поддержать новый выпуск Kundalini Journal. Скажите, пожалуйста, ведете ли Вы сейчас классы по Кундалини йоге?

Яков Иммануэлевич: Нет, мне 74 года, и сейчас вместо классов я предпочитаю читать лекции на интересные для меня темы. Основные из них две: лечение людей с патологическими пристрастиями и гериатрия.

Мозг пластичен, и функциональные системы, регулирующие настроение, можно сделать более мощными. После того как физиологи обнаружили механизмы, обеспечивающие работу мышц, культуризм, обогатившись знаниями биохимии, превратился в Body Building. Аналогично происходит и с функциональными системами мозга, регулирующими настроение. Если их нагружать специальным образом, как это делается в йоге, то их мощность возрастает. И человек постепенно становится счастливее. АНАНДА - одна из основных целей всех школ йоги. Знание нейрохимии подсказывает нам, как снабжать мозг специальными нейрометаболиками, чтобы способность достигать счастье становилась все более мощной.

Жизнь всех представителей царства животных, в отличие от грибов и растений, определяется поведением. А поведение основано на инстинктах. Инстинкты в свою очередь регулируют настроение. Они мучают животное, если оно не делает то, что ему положено, и моментально освобождает от мучения, одновременно награждая после исполнения инстинкта.

Яков Маршак о здоровом питании

Нет понятия «здоровое питание», есть здоровое питание для конкретного человека, и в этом необходимо разбираться.

Одним из мощных инстинктов является пищевой инстинкт. Удовлетворять его можно двумя способами: седативным и стимуляторным. Когда-то во времена каменного века человечество удовлетворяло свой голод стимуляторным способом, ощущая энергию, восторг и готовность к действию. Затем, 12 тысяч лет тому назад, люди перешли на питание злаками и стали удовлетворять свой аппетит, получая ощущение неги, лени и сонливости.

Нужно научиться получать удовлетворение от пищи стимуляторным способом, чтобы она давала ощущение восторга, а не сладкой сонливости и неги. Это выполнимо, если мы научимся приготавливать пищу, соединяя три основополагающих ингредиента: нативные белки, пищевые волокна и специи. Эта пища не только низкогликемическая, но она инициирует стимуляторное удовлетворение. Надо научиться не только готовить, но и привыкнуть к этому стимуляторному удовлетворению.

Кроме того, очень часто современные люди, питаясь, систематически наносят вред своему организму, как по пословице: человек вилкой и ложкой копает себе могилу. Этот феномен называется пищевая непереносимость. Не так давно я читал лекции в одном реабилитационном центре, принес раздал слушателям по два кусочка белого хлеба. Оказалось, что нормально восприняли этот хлеб половина аудитории, а другая половина ответила на хлеб воспалительной реакцией. Хлеб содержит два компонента, провоцирующих у некоторых людей воспаление в тонким кишечнике.

Это глютен, про который многие знают, и агглютинин зародышей пшеницы Непереносимость этих компонентов у некоторых людей провоцируют диабет 1 и 2-го типа, аутоиммунный тиреоидит и другие заболевания.

Опасные для некоторых людей проламины злаков принадлежат к классу веществ, которые называются «лектины». Лектины содержатся в бобовых, злаковых, пасленовых продуктах. Они могут вызывать пищевую непереносимость. Мы все очень разные и по-разному реагируем на лектины. Каждому человеку необходимо разобраться в том, лектины каких пищевых продуктов вызывают у них непереносимость пищи.

Яков Маршак на кухне

Первобытные люди занимались загонной охотой. Собственно, можно сказать, что характер человека выковывался на протяжении десятков тысяч лет именно в этой загонной охоте на крупных животных. Именно таким образом и под влиянием подобных обстоятельств в итоге сформировался характер достойного человека, который следовал определенному своду правил: он знал, что такое чувство долга, чувство чести, чувство собственного достоинства, чувство локтя, означающее то, что ни в коем случае нельзя бросать товарища в беде. Эти качества -врожденные инстинкты - прописаны человеку природой.

K.J.: вообще очень интересно, когда изменился характер питания у человека?

Я.И.: Давно. До того как человек создал цивилизацию. он совсем по-другому удовлетворял свой пищевой инстинкт.

Мне когда-то повезло познакомиться с англичанином Гордоном Хиллманом. Он был одновременно археологом и биологом, и его интересовало, чем питалось человечество в каменном веке. Согласно его теории, в какой-то момент истории люди перестали заниматься собирательством. В коллекции Гордона Хиллмана собрано двести наименований семян многолетних растений, запасавших энергию в виде разнообразных жиров. Пищу ели сырой, никакой термической обработке ее не подвергали. Эти семена на 90% составляли рацион питания человека каменного века. И только 10% приходилось на охоту, рыболовство и скавенджинг.

Что заставило людей перейти на питание злаковыми? Злаковыми, которые в северном Междуречье обильно произрастали? Разгадку этому дало недавнее открытие гигантского храмового комплекса - Гебекли Тепе, или в переводе с турецкого «Пузатого холма». Под влиянием религиозного инстинкта его строили объединившиеся племена Натуфийской культуры, которые населяли северное Междуречье и восточное Средиземноморье. Строительство продолжалось на протяжении тысячелетий. Естественно, они опустошили эпитоп. Другими словами, съели все съедобное. Но в этих местах обильно росла пшеница. Крахмал, который содержали зерна пшеницы, в сыром виде неудобоварим для человека. И люди придумали, как его есть. Термическая обработка заставляет огромные молекулы крахмала распадаться на маленькие декстрины, которые легко усваиваются, насыщая кровь глюкозой. Это вызывает перепады настроения. В течение получаса человек испытывает сладкую негу, а затем - страдание острого токсического аппетита. Пшеницу быстро съели, но возникла необходимость удовлетворять этот зверский аппетит, и люди придумали сельское хозяйство. Со временем люди стали рабами этого, уже можно сказать, пристрастия.

K.J.: Что же это за инстинкт, который заставил людей строить гигантский храмовый комплекс?

Я.И.: Ответим словами А.С. Пушкина: «Духовной жаждою томим...»

Важнейший и очень мощный инстинкт человека - религиозный инстинкт. И у каждого народа своя религия. Нет нерелигиозных народов. Люди мучаются, если этот религиозный инстинкт невозможно реализовать. Под влиянием этого инстинкта все цивилизации строили святилища и храмы .Все это требует усилий, времени и огромных средств.

Образец раннего становления сельскохозяйственной цивилизации можно увидеть на примере древнего города Харран. Еще в Библии упоминалась история того, как Господь повелел основателю единобожия Аврааму собрать свою семью и семью своего племянника Лота и уйти из Ура Халдейского (современного Шанли Урфа) в расположенный неподалеку город Харран. Мне посчастливилось посетить и Шанли Урфу. город где родились и жили пророки Иов. Авраам. Илья Пророк, и библейский Харран и воочию увидеть уклад жизни, который не изменился за прошедшие тысячелетия. Далее, примерно девять тысяч лет тому назад, независимо возникла другая сельскохозяйственная цивилизация. Люди научились культивировать сахарный тростник в другой части земного шара, на острове Новая Гвинея. Поедание сахара также вызывало сильнейшее пристрастие, и под его влиянием также возникло сельское хозяйство. Далее культура сахара распространилась на азиатский континент. В конце концов производить сахар стали в Индии, уже во времена Будды был известен гур - сахар-сырец, выделенный из сахарного тростника. Затем через Персию этот продукт дошел до арабских племен, позже - до Северной Африки, и народы, исповедующие ислам, вытеснили с Пиренейского полуострова христиан. Известный естествоиспытатель, врач, путешественник Леонард Раувольф так описывал нравы народа Пиренейского полуострова: «Сначала никто не мог их победить, потом среди мавров распространились восточные сладости на основе сахара, и они перестали быть доблестными воинами, их характеры стали более мягкими». В результате христиане вновь завоевали Пиренейский полуостров, вытеснив мавров в северную Африку. Вот так питание меняет характер людей и вмешивается в исторические процессы. Далее сахар сыграл важнейшую роль в развитии капитализма, ведь он был основным ходовым товаром. Англия возила сахар с островов Карибского моря в Европу. Сахар был очень дорог - англичанин среднего класса в те времена мог позволить себе три фунта сахара в год. Потом Наполеон решил покорить Англию, собрал армию, объединив испанский и французский флот, который в два раза превосходил по численности флот под командованием адмирала Нельсона. В ходе Трафальгарской битвы французский флот был уничтожен. В результате англичане блокировали поставки сахара из Вест-Индии в континентальную Европу.

Сахар возбудил в человеке жадность, стремление к накопительству.

Мишель Монтиньяк, замечательный французский диетолог, мне рассказывал, что Наполеон был сладкоежкой, и для него нехватка сахара была личным оскорблением, к тому же он понимал, что от этого страдает и население его страны. В это время в одной из лабораторий Германии немецкий химик Ашар выделил из свеклы кристаллы сахара, и об этом в конце концов стало известно Наполеону. В результате был объявлен государственный конкурс на поиск технологии производства сахара промышленным способом. Конкурс выиграл француз Бенжамен Делессер (Jules Paul Benjamin Delessert).

Производство сахара приобрело промышленные масштабы. Так в Европе появился свой сахар. Потом англичане победили Наполеона при Ватерлоо и получили дешевый сахар. Через 20 лет после битвы при Ватерлоо средний англичанин съедал уже около 60 фунтов этого продукта в год. Это привело к развитию таких болезней, как инфаркты, инсульты, алкоголизм. Пристрастие к сахару лежало в основе развития капитализма и технологической революции. Интенсивность эксплуатации населения вызывало стресс и реактивную депрессию. Сахар увеличивает производство эндогенных опиатов, а затем их отнимает, алкоголь замедляет их разрушение. В результате алкоголь стал лекарством от периодов тоски, вызванных злоупотреблением сахара.

По мере того как развивалось индустриальное общество, людям становилось тяжелее переносить стресс и реактивную депрессию. В ответ на это в общественном сознании сладкоедение и потребление алкоголя становилось все более приемлемым. С середины XX века, когда уровень производства жизненных ресурсов стал настолько мощным, что обеспечивал I потребности общества, выживаемость детей из разных слоев населения и в свою очередь их способность к дальнейшему продолжению рода резко возросла. С этого момента стала возрастать доля людей, рождающихся с дефицитом удовлетворенности. Эти люди, страдающие от депрессии с самого детства, вынуждены искать избавление от страдания. Естественно, в обществе возник запрос на поиск быстрых удовлетворителей. Как показали исследования американского генетика Девида Каммингса, в 1.4 раза быстрее самовоспроизводятся люди, страдающие синдромом дефицита удовлетворенности. Секс - мощный удовлетворитель, поэтому страдание заставляет молодых людей раньше начинать половую жизнь. Кроме того, забота о последствиях в сознании таких людей отодвигается на второй план.

В современном обществе тенденции к поиску все новых быстрых удовлетворителей находятся под влиянием как реактивной депрессии в результате стресса, так и все более часто встречающейся эндогенной депрессии, развивающейся в результате положительного генетического отбора.

К.J.: Вы хотите сказать, что радость определяется генами?

Я.И.: Настроение человека непостоянно, оно регулируется специальными структурами мозга. Белки, участвующие в этой регуляции, копируются с определенных генов, в которых возможны различия, называемые полиморфизмами. Разные люди наследуют разные полиморфизмы. Поэтому и настроение у разных людей регулируется неодинаково. Неприятные отклонения могут выражаться в повышенной тревожности, ощущении тоски, склонности к лени или гиперактивности.

Генотипирование помогает разобраться в каждом отдельном случае и сформулировать стратегию коррекции дефицита удовлетворенности. Чем мы и занимаемся, используя йогу и определенные нейрометаболики.

Очень хорошо, что у нас есть тренировки, которые позволяют становиться счастливыми. Есть йога, которая дает ощущение неги, как например Хатха йога, а есть йога, дающая ощущение восторга, как Кундалини йога.

K.J.: Было бы отлично, если бы все те. кто пьет, использует наркотические вещества или переедает, начали бы заниматься йогой.

Я.И.: Так со временем и будет. Вы думаете, те. кто пьет, они довольны этим? Алкоголики мечтают завязать! Но не могут. Это инстинкт, который заставляет снова ненова возвращаться к спиртному. алкоголики пьют не благодаря, а вопреки.

Каким образом вообще пришла Кундалини Йога в США? В 60-е годы развивалось движение хиппи и увлечение психоактивными веществами. Из северной Индии приехал в Лос-Анджелес Сири Сингх Сахиб Бхай Харбхаджан Сингх Халса Йогиджи (Йоги Бхаджан), учитель Кундалини Йоги, и стал преподавать в открытых группах для всех желающих К нему начали приходить ребята, употребляющие наркотики. Именно там они приобрели навыки трезвой жизни. Эти малообразованные молодые люди. которые с детства ушли из общества, стали трезвыми. А как им было социализироваться? И они поняли, что у них есть что-то. что может пригодиться другим, собрались и купили ферму в Туссоне, втором по величине городе Аризоны. На этой ферме устроили реабилитационный центр «ЗНО SuperHealth» куда я в свое время и попал на стажировку.

К.J.: Как Кундалини йога помогает справиться с пристрастием?

Я.И.: Когда человеку хорошо, у него появляется возможность трезвого выбора. Как только он начинает страдать, вожделение принять наркотик возрастает, и сопротивление становится невозможным. Так же, как мы не можем сопротивляться желанию вдохнуть через минуту после того, как задержали дыхание.

K.J.: Получается, нужен постоянный самоконтроль.

Я.И.: Нет. Нужно хорошее самоощущение. Именно благодаря тому что человеку хорошо, он может терпеть.

К.J.: Удивительно, как это все глубоко. Получается. нельзя в чем-то обвинить человека. Он ведь и не виноват...

Я.И.: Ни в коем случае.

K.J.: Вы можете порекомендовать какие-то книги?

Я.И.: Прежде всего купите книгу Стивена Гандри «Парадокс растений». Она абсолютно доступна любому пытливому человеку, но написана замечательным профессионалом, знаменитым американским хирургом-кардиологом. который обнаружил, что пищевая непереносимость (Food Intolerance) очень распространена. Растения умеют сопротивляться не только при помощи ядов, но и при помощи разнообразных лектинов тому, чтобы их не ели. Эта книга нужна для того, чтобы лучше понять каждому из нас. какая пища наносит вред именно вам. и стараться ее избегать.

Еще всем порекомендую прочитать книгу этолога Виктора Дольника «Непослушное дитя биосферы».

K.J.: Яков Иммануэлевич. будет ли у Вас какое-либо пожелание тем. кто встает на путь здорового питания, исцеления?

Я.И.: Приходите к нам на семинары, и я могу более подробно, в деталях рассказать и показать, как правильно питаться и как регулировать свое настроение. То есть как жить долго и счастливо.

K.J.: Спасибо большое!

Я.И.: Спасибо!

Журнал: Kundalini Journal, март 2020 г.